Логопедический пункт детского сада №23 п. Железнодорожный
Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем – логопедом в условиях логопедического пунктаМониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем – логопедом в условиях логопедического пунктаКаждый ребёнок, зачисленный на логопункт два раза год обследуется по следующим параметрам: Пространственная ориентировка; Мелкая моторика; Артикуляционная моторика; Звукопроизношение; Дыхание и голос; Просодика; Фонематическое восприятие; Фонематический анализ и синтез; Звукослоговая структура слова. Используемая методика: А.М.Быховская, Н.А.Казакова. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. С.П.:Детство-Пресс,2012 Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта применяется следующая система мониторинга: Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса Цели 1. Выявить уровень развития оптико-пространственного гнозиса (уме-
2. Выявить уровень развития оптико-пространственного праксиса (складывает ли картинки из частей и составляет ли фигуры из палочек по
Процедура исследования
4 года. Ребенка просят показать, какие предметы находятся вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к девочке, изображенной на картинке. 5 лет. Ребенка просят показать предметы, которые находятся слева
6 лет. Ребенка просят показать предметы, которые находятся слева,
Задание 2. 4 года. Ребенка просят показать правую руку, левую руку, правую ногу,
5 лет. Ребенка просят показать правый глаз, левый глаз, правое ухо,
6 лет. Ребенка просят выполнить речевую пробу Хэда: «Возьмись левой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за левое ухо». Задание 3. Ребенку предлагают составить картинку. 4 года. Из двух, трех, четырех частей с вертикальным и горизонтальным разрезами, предварительно рассмотрев картинку, которую собрал логопед. 5 лет. Из четырех—шести частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом. 6 лет. Из шести—восьми частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом. Задание 4. Ребенку предлагают сложить из палочек несколько фигур,
4 года. Из четырех палочек сложить «стульчик» и «кроватку», из пяти
5 лет. Из шести палочек сложить «домик» и «елочку», из семи пало-
6 лет. Из шести палочек сложить «елочку» и «дерево», из семи пало-
Критерии оценивания 3 балла. Ребенок уверенно ориентируется в пространстве, в схеме соб-
2 балла. Ребенок уверенно ориентируется в пространстве. В схеме
I балл. Ребенок затрудняется и ошибается при ориентировке в про-
0 баллов. Задания не выполняет совсем. Исследование состояния мелкой моторики Цели Выявить: • объем выполняемых движений (полный или неполный); • переключасмость (своевременная, замедленная, отсутствует), темп вы-
• наличие леворукости; • навыки работы с карандашом; • способность к манипуляции с предметами. Процедура исследования 1. Ребенку предлагают выполнить упражнения по образцу или вместе с ним. Кинестетическая основа движении 4 года • Сложить в кольцо большой палец с каждым пальнем на правой руке по
5 лет • Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой
6 лет • Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой
• Поместить указательный палец на средний и наоборот на правой, левой
Кинетическая основа движений 4 года • Поочередно сгибать и разгибать пальцы на правой, левой руке. • Изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой
5 лет • «Игра на рояле» ведущей рукой. • Проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой. 6 лет • «Игра на рояле» правой и левой рукой. • Проба «кулак — ребро — ладонь» правой и левой рукой. 2. Ребенку предлагают взять карандаш и нарисовать по образцу вслед
4 года • Горизонтальную, вертикальную линии, круги. 5 лет • Прямую, ломаную, замкнутую линии, человека. 6 лет • Прямую, ломаную, замкнутую, волнистую линии, человека. 3. Ребенку предлагают выполнить манипуляции с предметами. 4 года • Застегнуть и расстегнуть пуговицы. • Переложить мелкую мозаику или арбузные семечки из одной руки
5 лет • Застегнуть и расстегнуть пуговицы. • Завязать и развязать шнурки. 6 лет • Застегнуть и расстегнуть пуговицы. • Завязать и развязать шнурки. • Выполнить ножницами прямой и косой разрезы, вырезать фигуру сред-
Критерии оценивания 3 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений полный,
2 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений неполный,
I балл. Ребенок выполняет движения не в полном объеме. Движения
0 баллов. Задания не выполняет совсем. Исследование состояния артикуляционной моторики Цели Выявить: • наличие или отсутствие движений нижней челюстью, губами, языком,
• объем выполняемых движений (полный, неполный); • точность выполнения (точно, неточно) и темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный) движений; • мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный); • наличие тремора (увеличение гиперкинеза при повторных движениях
• длительность удержания органов в заданном положении (4 года — 3 с,
• способность к переключению с одного упражнения на другое (нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений); • наличие гиперкинезов; • наличие слюнотечения. Процедура исследования Ребенку предлагают выполнить движения по подражанию.
• Открыть и закрыть рот (4 6 лет). • Подвигать вправо-влево (5—6 лет). Губами • «Улыбка» (4—6 лет). • «Трубочка» (4—6 лет). • «Улыбка-трубочка» (5 6 лет). • Поднять верхнюю губу (6 лет). • Опустить нижнюю губу (6 лет). • Одновременно поднять верхнюю губу, опустить нижнюю (6 лет).
• «Лопата» (4—6 лет). • «Жало» (4 -6 лет). • «Лопата-жало» (5—6 лет). • «Качели» (4 6 лет). • «Маятник» (4—6 лет). • «Чашечка» (6 лет). • «Вкусное варенье» (6 лет).
Широко открыть рот и зевнуть (А—6 лет).
3 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений полный. Переключаемость своевременная. Движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Синкинезий отсутствуют. Мышечный тонусв норме. Может длительно удерживать орган в заданном положении. Повышенное слюнотечение не наблюдается. 2 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений неполный.
1 балл. Ребенок не выполняет движения в полном объеме. Движения
0 баллов. Движения не выполняет совсем. Исследование состояния звукопроизношения Цели Выявить: • нарушение звукопроизношения всех групп звуков: а) гласные ([а], [о], [у], [э], [и], [ы]); б) глухие и звонкие парные согласные ([п—б], [в—ф], [д—т], [г—к]) в
в) свистящие, шипящие, аффрикаты ([с], [с], [з], [з] [ш], [ж], [ч], [щ]); г) сонорные ([р], [р'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н]); • позицию нарушения звука: изолированно, в словах, в предложениях; • характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков). Процедура исследования 1. Ребенок повторяет последовательно за логопедом все группы звуков. 2. Произношение звуков в словах и предложениях проверяегся двумя
Детям с дефицитом внимания рекомендуется оставлять открытой толь-
Для исследования состояния звукопроизношения используется альбом
3 балла. Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет. 2 балла. Нарушено произношение двух-трех групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или
1 балл. Нарушено произношение трех и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения
0 баллов. Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласные и/или гласные, во всех позициях в спонтанной речи.
Исследование состояния дыхательной и голосовой функций Цели Выявить: • тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное,
• объем дыхания (достаточный, недостаточный); • продолжительность речевого выдоха; • силу голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой
• модуляцию голоса (модулированная, немодулированная).
Сила и модуляция голоса оцениваются в процессе обследования и на-
Задание 1. Ребенку предлагают лечь на спину, закрыть глаза, сделать
Задание 2. Ребенка просят сделать вдох, а затем на выдохе произносить
«Это свежий след рыжей хитрой лисы».
3 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный или диафраг-
2 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный. Объем дыхания
1 балл. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объем ды-
0 баллов. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания
Исследование состояния просодических компонентов речи
Цели Выявить: • характер темпа (нормальный, ускоренный, замедленный), ритма (нор-
• способность употреблять основные виды речевой (повествовательная,
Темп, ритм, паузация оцениваются в процессе обследования и наблюдения за ребенком. Задание 1. Ребенку предлагается после предварительной тренировки
Задание 2. Ребенку показывают пиктограммы с изображением эмоций
3 балла. Темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы
2 балла. Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нормальная. Испытывает затруднение при использовании некоторых
1 балл. Темп речи ускоренный или замедленный. Отмечаются элементы диеритмии или диеритмия. Речь монотонная. Интонационная и эмоциональная окраска речи отсутствует. 0 баллов. Грубое нарушение темпа и ритма речи. Речь монотонная. Исследование состояния фонематического восприятия
Цели Выявить, дифференцирует ребенок или не дифференцирует: • оппозиционные звуки: • оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении; • звуки, смешиваемые в произношении.
Процедура исследования Задание 1. Различение оппозиционных звуков. Ребенку предлагают отраженно повторять вслед за логопедом цепочки слогов. 4 года ба — па па — ба га — ка ка — га та — да да — та ма — ба ба — ма ва — ка ка — ва ня — на на — ня 5 лет ба — па — ба па ба -па да — та — да та — да — та га — ка — га ка — га — ка та — тя — та тя — та — тя са — за — са за — са — за ша — жа — - ша жа — ша — жа 6 лет са — ша — са ша са — ша са ца са ца- —са на ча — тя — ча тя — ча — тя ща — чя — ща ча — ща — ча ща — ся — ша ся — ща — ся ла — ля — ла ля — ла — ля Задание 2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых
4 года Кот — кит; дом — дым. Мышка — мишка; уточка — удочка. 5 лет Почка — бочка; трава — дрова.
6 лет Пашня — башня; катушка — кадушка.
Задание 3. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Ребенку предлагают показать изображение на картинке. 4 года Коса — коза; кочка — кошка.
5 лет Суп — зуб; челка — щелка.
6 лет Собор — забор; касса — каша.
3 балла. Ребенок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без
2 балла. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется и/или ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении. I балл. Ребенок затрудняется и/или ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении. 0 баллов. Задания не выполняет совсем.
Исследование состоянии фонематического анализа и синтеза Цели 1. Выявить, выделяет ли ребенок заданный звук из слова (4 года), начальный ударный гласный из слова (5 лет). 2. Выявить способность ребенка (6 лет) выделить конечный и начальный согласные в слове; определить последовательность и количество звуков в слове. 4 года Процедура исследования Ребенку предлагают послушать, «как рычит собака», и произносят продолжительный звук «р-р-р-р». Затем ребенку предлагают послушать слова и просят его хлопнуть в ладоши, если он услышит в слове «рычание собаки». Логопед произносит в словах продолжительный звук [р-р-р-р]: майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамидка, рак, лимон. Критерии оценивания 3 балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет звук. 2 балла. Ребенок сомневается, иногда ошибается. 1 балл. Ребенок затрудняется, допускает множественные ошибки. 0 баллов. Задания не выполняет совсем. 5 лет Процедура исследовании Ребенку предлагают выделить звук в начале слова, который звучит дольше других. Логопед произносит слова, акцентируя начальный ударный гласный звук: астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра. Критерии оценивания 3 балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет звук. 2 балла. Ребенок сомневается, иногда ошибается. 1 балл. Ребенок затрудняется, допускает множественные ошибки. 0 баллов. Задания не выполняет совсем. 6 лет Процедура исследования Задание 1. Ребенку предлагают выделить последний звук в слове, произнося его четко: сом, кот, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ. Задание 2. Ребенку предлагают выделить первый звук в слове: мост, пол, банка, тапки, вода, дом, чайник, шетка. Задание 3. Ребенку предлагают определить последовательность звуков в слове: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шуба. Задание 4. Ребенку предлагают определить количество звуков в слове: нос, бык, кит, ваза, батон, банка.
Критерии оценивания 3 балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет конечный и начальный согласные, определяет последовательность и количество звуков в слове. 2 балла. Ребенок выделяет конечный и начальный согласные в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах. 1 балл. Ребенок затрудняется при выполнении всех заданий, допускает ошибки. 0 баллов. Задания не выполняет совсем.
Исследование звукослоговой структуры слов Цель Исследовать, нарушает ли ребенок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении. Процедура проведения Ребенку показывают картинку и называют соответствующее ей слово или предложение. Затем просят ребенка повторить за ним это слово или предложение. 4 года Кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька. 5 лет Самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку. 6 лет Тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик. Виолончелист укладывает инструмент в футляр. Регулировщик руководит движением на перекрестке. У фотографа фотоаппарат со вспышкой. Критерии оценивания 3 балла. Ребенок повторяет слова и предложения, сохраняя звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложении. 2 балла. Ребенок повторяет большинство слов правильно. В отдельных словах и в предложениях возможны нестойкие ошибки. При повторении ребенок может их исправить. 1 балл. Ребенок допускает стойкие грубые ошибки как в отдельных словах, так и в предложениях. При повторении ошибки сохраняются. 0 баллов. Отказывается от выполнения задания. Результаты диагностики уровня речевого развития заносятся в таблицу.
28 февраля 2016 в 16:06
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.