Логопедический пункт детского сада №23 п. Железнодорожный

Мониторинг эффективности коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого учителем – логопедом в условиях логопедического пункта

Мониторинг эффективности  коррекционно-развивающего процесса, осуществляемого  учителем – логопедом в условиях логопедического пункта

Каждый ребёнок, зачисленный на логопункт два раза год обследуется по следующим параметрам:

Пространственная ориентировка;

Мелкая моторика;

Артикуляционная моторика;

Звукопроизношение;

Дыхание и голос;

Просодика;

Фонематическое  восприятие;

Фонематический анализ и синтез;

Звукослоговая структура слова.

Используемая методика: А.М.Быховская, Н.А.Казакова. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР. С.П.:Детство-Пресс,2012

Для  качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной деятельности детей логопункта применяется следующая система мониторинга:

Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки 

Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса

Цели

1. Выявить уровень развития оптико-пространственного гнозиса (уме-
ние ориентироваться в окружающем пространстве и в схеме собственного
тела).

2. Выявить уровень развития оптико-пространственного праксиса (складывает ли картинки из частей и составляет ли фигуры из палочек по
образцу и по памяти).

Процедура исследования
Задание 1.

4 года. Ребенка просят показать, какие предметы находятся вверху, внизу, впереди и сзади по отношению к девочке, изображенной на картинке.

5 лет. Ребенка просят показать предметы, которые находятся слева
и справа от девочки.

6 лет. Ребенка просят показать предметы, которые находятся слева,
справа, слева внизу, справа внизу, слева вверху, справа вверху от девочки.

Задание 2.

4 года. Ребенка просят показать правую руку, левую руку, правую ногу,
левую ногу.

5 лет. Ребенка просят показать правый глаз, левый глаз, правое ухо,
левое ухо.

6 лет. Ребенка просят выполнить речевую пробу Хэда: «Возьмись левой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за правое ухо»; «Возьмись правой рукой за левое ухо».

Задание 3. Ребенку предлагают составить картинку.

4 года. Из двух, трех, четырех частей с вертикальным и горизонтальным разрезами, предварительно рассмотрев картинку, которую собрал логопед.

5 лет. Из четырех—шести частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом.

6 лет. Из шести—восьми частей с разными видами разрезов, предварительно рассмотрев целое изображение, составленное логопедом.

Задание 4. Ребенку предлагают сложить из палочек несколько фигур,
ориентируясь на образец.

4 года. Из четырех палочек сложить «стульчик» и «кроватку», из пяти
палочек — «лесенку».

5 лет. Из шести палочек сложить «домик» и «елочку», из семи пало-
чек — «лесенку».

6 лет. Из шести палочек сложить «елочку» и «дерево», из семи пало-
чек — «лодочку» и «лесенку».

Критерии оценивания

3 балла. Ребенок уверенно ориентируется в пространстве, в схеме соб-
ственного тела, составляет картинки из частей, складывает фигуры из па-
лочек по образцу и по памяти.

2 балла. Ребенок уверенно ориентируется в пространстве. В схеме
собственного тела ориентируется, но неуверенно. При составлении кар-
тинки из частей и выкладывании фигуры из палочек по образцу и по памя-
ти требуется незначительная помошь логопеда.

I балл. Ребенок затрудняется и ошибается при ориентировке в про-
странстве и в схеме собственного тела. Не может самостоятельно соста-
вить картинку из частей и выложить фигуру из палочек по образцу и по
памяти.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование состояния мелкой моторики

Цели

Выявить:

• объем выполняемых движений (полный или неполный);

• переключасмость (своевременная, замедленная, отсутствует), темп вы-
полнения (нормальный, медленный, быстрый), активность, координацию
движений;

• наличие леворукости;

• навыки работы с карандашом;

• способность к манипуляции с предметами.

Процедура исследования

1. Ребенку предлагают выполнить упражнения по образцу или вместе с ним.

Кинестетическая основа движении

4 года

• Сложить в кольцо большой палец с каждым пальнем на правой руке по
очереди, потом на левой.

5 лет

• Одновременно вытянуть указательный и средний пальцы правой, левой
руки, обеих рук.

6 лет

• Одновременно вытянуть указательный палец и мизинец правой, левой
руки, обеих рук.

• Поместить указательный палец на средний и наоборот на правой, левой
руке.

Кинетическая основа движений

4 года

• Поочередно сгибать и разгибать пальцы на правой, левой руке.

• Изменять положение кистей рук: одна сжата в кулак, пальцы другой
выпрямлены; и наоборот.

5 лет

• «Игра на рояле» ведущей рукой.

• Проба «кулак — ребро — ладонь» ведущей рукой.

6 лет

• «Игра на рояле» правой и левой рукой.

• Проба «кулак — ребро — ладонь» правой и левой рукой.

2. Ребенку предлагают взять карандаш и нарисовать по образцу вслед
за логопедом.

4 года

• Горизонтальную, вертикальную линии, круги.

5 лет

• Прямую, ломаную, замкнутую линии, человека.

6 лет

• Прямую, ломаную, замкнутую, волнистую линии, человека.

3. Ребенку предлагают выполнить манипуляции с предметами.

4 года

• Застегнуть и расстегнуть пуговицы.

• Переложить мелкую мозаику или арбузные семечки из одной руки
в другую.

5 лет

• Застегнуть и расстегнуть пуговицы.

• Завязать и развязать шнурки.

6 лет

• Застегнуть и расстегнуть пуговицы.

• Завязать и развязать шнурки.

• Выполнить ножницами прямой и косой разрезы, вырезать фигуру сред-
него размера.

Критерии оценивания

3 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений полный,
переключаемость своевременная, движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Леворукость отсутствует. Навыки работы с карандашом хорошо развиты. Манипуляция с предметами соответствует возрастной норме и даже опережает ее.

2 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений неполный,
переключаемость замедленная, движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько замедлен. Возможна леворукость. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами недостаточно развиты.

I балл. Ребенок выполняет движения не в полном объеме. Движения
слабые, неточные, нескоординированные. Темп замедлен. Переключаемость нарушена. Навыки работы с карандашом и манипуляция с предметами не сформированы.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

Исследование состояния артикуляционной моторики

Цели

Выявить:

• наличие или отсутствие движений нижней челюстью, губами, языком,
мягким нёбом;

• объем выполняемых движений (полный, неполный);

• точность выполнения (точно, неточно) и темп выполнения (нормальный, быстрый, замедленный) движений;

• мышечный тонус (нормальный, повышенный, пониженный);

• наличие тремора (увеличение гиперкинеза при повторных движениях
и удержании позы, синкинезий);

• длительность удержания органов в заданном положении (4 года — 3 с,
5 и 6 лет — 5 с);

• способность к переключению с одного упражнения на другое (нормальная, замедление темпа, персеверации, замены движений);

• наличие гиперкинезов;

• наличие слюнотечения.

Процедура исследования

Ребенку предлагают выполнить движения по подражанию.
Нижней челюстью

• Открыть и закрыть рот (4 6 лет).

• Подвигать вправо-влево (5—6 лет).

Губами

• «Улыбка» (4—6 лет).

• «Трубочка» (4—6 лет).

• «Улыбка-трубочка» (5 6 лет).

• Поднять верхнюю губу (6 лет).

• Опустить нижнюю губу (6 лет).

• Одновременно поднять верхнюю губу, опустить нижнюю (6 лет).
Языком

• «Лопата» (4—6 лет).

• «Жало» (4 -6 лет).

• «Лопата-жало» (5—6 лет).

• «Качели» (4  6 лет).

• «Маятник» (4—6 лет).

• «Чашечка» (6 лет).

• «Вкусное варенье» (6 лет).
Мягким нёбам

Широко открыть рот и зевнуть (А—6 лет).


Критерии оценивания

3 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений полный. Переключаемость своевременная. Движения сильные, точные, координированные, в нормальном темпе. Синкинезий отсутствуют. Мышечный тонусв норме. Может длительно удерживать орган в заданном положении. Повышенное слюнотечение не наблюдается.

2 балла. Ребенок движения выполняет. Объем движений неполный.
При переключении движений наблюдается замедление темпа. Движения не всегда точные и координированные. Темп движений несколько
замедлен. Синкинезий отсутствуют. Мышечный тонус слегка понижен
или повышен. Длительно удерживать орган в заданном положении затрудняется. Гиперкинезы отсутствуют. Повышенное слюнотечение не
наблюдается.

1 балл. Ребенок не выполняет движения в полном объеме. Движения
слабые, неточные. Темп замедленный или быстрый. При переключении
с одного движения на другое наблюдаются персеверации и замены движений. Мышечный тонус понижен или повышен. Отмечаются синкинезий и гиперкинезы. Наблюдается повышенное слюнотечение.

0 баллов. Движения не выполняет совсем.

Исследование состояния звукопроизношения

Цели

Выявить:

• нарушение звукопроизношения всех групп звуков:

а) гласные ([а], [о], [у], [э], [и], [ы]);

б) глухие и звонкие парные согласные ([п—б], [в—ф], [д—т], [г—к]) в
твердом и мягком звучании;

в) свистящие, шипящие, аффрикаты ([с], [с], [з], [з] [ш], [ж], [ч], [щ]);

г) сонорные ([р], [р'], [л], [л'], [м], [м'], [н], [н]);

• позицию нарушения звука: изолированно, в словах, в предложениях;

• характер нарушения звукопроизношения (замены, искажения, смешения, пропуски звуков).

Процедура исследования

1. Ребенок повторяет последовательно за логопедом все группы звуков.

2. Произношение звуков в словах и предложениях проверяегся двумя
способами: ребенку предлагают самостоятельно называть картинки и составлять предложения по картинкам; ребенку предлагают вслед за логопедом повторять названия картинок и повторять предложения.

Детям с дефицитом внимания рекомендуется оставлять открытой толь-
ко одну картинку на листе.

Для исследования состояния звукопроизношения используется альбом
по обследованию звуковой стороны речи («Дидактический материал но
обследованию речи детей» О. Е. Грибовой и Т. II. Бессоновой).


Критерии оценивания

3 балла. Нарушения произношения, замен, пропусков звуков нет.

2 балла. Нарушено произношение двух-трех групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают замены или
пропуски, встречаются искажения или смешения звуков.

1 балл. Нарушено произношение трех и более групп звуков во всех позициях в спонтанной речи. Характер нарушения: преобладают искажения
и смешения звуков.

0 баллов. Нарушено произношение всех групп звуков, включая некоторые парные согласные и/или гласные, во всех позициях в спонтанной речи.
Характер нарушения: преобладают искажения и смешения звуков.

  

Исследование состояния дыхательной и голосовой функций

Цели

Выявить:

• тип физиологического дыхания (верхнеключичное, диафрагмальное,
брюшное, смешанное);

• объем дыхания (достаточный, недостаточный);

• продолжительность речевого выдоха;

• силу голоса (нормальная, чрезмерно громкая, чрезмерно тихая, глухой
голос);

• модуляцию голоса (модулированная, немодулированная).


Процедура исследования

Сила и модуляция голоса оцениваются в процессе обследования и на-
блюдения за ребенком.

Задание 1. Ребенку предлагают лечь на спину, закрыть глаза, сделать
выдох, а затем медленный глубокий вдох. Одна рука логопеда располага-
ется на груди ребенка, а другая в области пупка. Таким образом логопед
определяет тип физиологического дыхания и его объем.

Задание 2. Ребенка просят сделать вдох, а затем на выдохе произносить
фразу, постепенно ее наращивая: «Лиса», «Это лиса», «Это след лисы»,
«Это след рыжей лисы», «Это след рыжей хитрой лисы»,

«Это свежий след рыжей хитрой лисы».


Критерии оценивания

3 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный или диафраг-
мальиый. Объем дыхания достаточный. Продолжительность речевого вы-
доха не менее 4 слов — 4 года, 5 слов— 5 лет, 6 слов — 6 лет. Голос нор-
мальной силы, модулированный.

2 балла. Тип физиологического дыхания: смешанный. Объем дыхания
достаточный. Продолжительность речевого выдоха: 3—4 слова — 4 года,
4—5 слов — 5 лет; 5—6 слов — 6 лет. Голос нормальный, тихий или гром-
кий, модулированный.

1 балл. Тип физиологического дыхания: верхнеключичное. Объем ды-
хания недостаточный. Продолжительность речевого выдоха: 2—3 слова —
4года, 3—4 слова — 5 лет, 3—4 слова — 6 лет. Голос тихий или громкий,
немодулированный.

0 баллов. Грубые нарушения физиологического и речевого дыхания
и голоса.

  

Исследование состояния просодических компонентов речи

 

Цели

Выявить:

• характер темпа (нормальный, ускоренный, замедленный), ритма (нор-
мальный, диеритмия), паузации (правильно или нет, расставляет паузы
в речевом потоке) речи;

• способность употреблять основные виды речевой (повествовательная,
вопросительная, восклицательная) и эмоциональной интонации.


Процедура исследования

Темп, ритм, паузация оцениваются в процессе обследования и наблюдения за ребенком.

Задание 1. Ребенку предлагается после предварительной тренировки
произнести одно и то же предложение с соответствующей знаку интонацией (.?!).

Задание 2. Ребенку показывают пиктограммы с изображением эмоций
(удивление, испуг, радость, грусть) и просят произнести одно из междометий («ай», «ах», «эх», «ох») или предложенное слово с эмоциональной
окраской, соответствующей каждой пиктограмме.


Критерии оценивания

3 балла. Темп и ритм речи нормальные, правильно расставляет паузы
в речевом потоке. Использует основные виды речевой и эмоциональной интонации (4 года — повествование, восклицание, вопрос, радость,
грусть; 5-6 лет повествование, восклицание, вопрос, радость, грусть,
удиатение, испуг).

2 балла. Темп речи несколько ускоренный или замедленный. Паузация нормальная. Испытывает затруднение при использовании некоторых
видов эмоциональной интонации. В речи преобладает повествовательная
интонация.

1 балл. Темп речи ускоренный или замедленный. Отмечаются элементы диеритмии или диеритмия. Речь монотонная. Интонационная и эмоциональная окраска речи отсутствует.

0 баллов. Грубое нарушение темпа и ритма речи. Речь монотонная.

Исследование состояния фонематического восприятия

 

Цели

Выявить, дифференцирует ребенок или не дифференцирует:

• оппозиционные звуки:

• оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении;

• звуки, смешиваемые в произношении.

 

Процедура исследования

Задание 1. Различение оппозиционных звуков. Ребенку предлагают отраженно повторять вслед за логопедом цепочки слогов.

4 года

ба — па па — ба

га — ка ка — га

та — да да — та

ма — ба ба — ма

ва — ка ка — ва

ня — на на — ня

5 лет

ба — па — ба па ба -па

да — та — да та — да — та

га — ка — га ка — га — ка

та — тя — та тя — та — тя

са — за — са за — са — за

ша — жа — - ша жа — ша — жа

6 лет

са — ша — са ша са — ша

са ца са ца- —са на

ча — тя — ча тя — ча — тя

ща — чя — ща ча — ща — ча

ща — ся — ша ся — ща — ся

ла — ля — ла ля — ла — ля

Задание 2. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых
в произношении. Ребенку предлагают показать картинку с указанным изображением.

4 года

Кот — кит; дом — дым.

Мышка — мишка; уточка — удочка.

5 лет

Почка — бочка; трава — дрова.
Корка — горка; сова — софа.

6 лет

Пашня — башня; катушка — кадушка.
Крот грот; мышка — мошка.

Задание 3. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении. Ребенку предлагают показать изображение на картинке.

4 года

Коса — коза; кочка — кошка.
Миска — мишка; малина — Марина.

5 лет

Суп — зуб; челка — щелка.
Сайка чайка; Галка — галька.

6 лет

Собор — забор; касса — каша.
Сук — жук; лук — тюк.


Критерии оценивания

3 балла. Ребенок оппозиционные звуки различает, слоги повторяет без
ошибок. Дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые и смешиваемые в произношении.

2 балла. Ребенок дифференцирует оппозиционные звуки, не смешиваемые в произношении. Затрудняется и/или ошибается при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении.

I балл. Ребенок затрудняется и/или ошибается при дифференциации оппозиционных звуков, не смешиваемых и смешиваемых в произношении.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

  

Исследование состоянии фонематического анализа и синтеза 

Цели

1. Выявить, выделяет ли ребенок заданный звук из слова (4 года), начальный ударный гласный из слова (5 лет).

2. Выявить способность ребенка (6 лет) выделить конечный и начальный согласные в слове; определить последовательность и количество звуков в слове.

4 года

Процедура исследования

Ребенку предлагают послушать, «как рычит собака», и произносят продолжительный звук «р-р-р-р». Затем ребенку предлагают послушать слова и просят его хлопнуть в ладоши, если он услышит в слове «рычание собаки». Логопед произносит в словах продолжительный звук [р-р-р-р]: майка, шапка, рыба, корова, санки, пирамидка, рак, лимон.

Критерии оценивания

3 балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет звук.

2 балла. Ребенок сомневается, иногда ошибается.

1 балл. Ребенок затрудняется, допускает множественные ошибки.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

5 лет

Процедура исследовании

Ребенку предлагают выделить звук в начале слова, который звучит дольше других. Логопед произносит слова, акцентируя начальный ударный гласный звук: астра, осень, улей, иглы, арка, озеро, уши, искра.

Критерии оценивания

3 балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет звук.

2 балла. Ребенок сомневается, иногда ошибается.

1 балл. Ребенок затрудняется, допускает множественные ошибки.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

6 лет

Процедура исследования

Задание 1. Ребенку предлагают выделить последний звук в слове, произнося его четко: сом, кот, лимон, сироп, сук, малыш, грач, лещ.

Задание 2. Ребенку предлагают выделить первый звук в слове: мост, пол, банка, тапки, вода, дом, чайник, шетка.

Задание 3. Ребенку предлагают определить последовательность звуков в слове: кот, дом, нос, суп, вата, лапа, рыба, шуба.

Задание 4. Ребенку предлагают определить количество звуков в слове: нос, бык, кит, ваза, батон, банка.

 

Критерии оценивания

3 балла. Ребенок уверенно и правильно выделяет конечный и начальный согласные, определяет последовательность и количество звуков в слове.

2 балла. Ребенок выделяет конечный и начальный согласные в слове, но ошибается при определении последовательности и количества звуков в словах.

1 балл. Ребенок затрудняется при выполнении всех заданий, допускает ошибки.

0 баллов. Задания не выполняет совсем.

 

Исследование звукослоговой структуры слов

Цель

Исследовать, нарушает ли ребенок звукослоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.

Процедура проведения

Ребенку показывают картинку и называют соответствующее ей слово или предложение. Затем просят ребенка повторить за ним это слово или предложение.

4 года

Кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька.

5 лет

Самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка. Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку.

6 лет

Тротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик.

Виолончелист укладывает инструмент в футляр. Регулировщик руководит движением на перекрестке. У фотографа фотоаппарат со вспышкой.

Критерии оценивания

3 балла. Ребенок повторяет слова и предложения, сохраняя звуконаполняемость и слоговую структуру отдельных слов и слов в предложении.

2 балла. Ребенок повторяет большинство слов правильно. В отдельных словах и в предложениях возможны нестойкие ошибки. При повторении ребенок может их исправить.

1 балл. Ребенок допускает стойкие грубые ошибки как в отдельных словах, так и в предложениях. При повторении ошибки сохраняются.

0 баллов. Отказывается от выполнения задания.

Результаты диагностики уровня речевого развития заносятся в таблицу.


28 февраля 2016 в 16:06

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.