Логопедический пункт детского сада №23 п. Железнодорожный

БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА И КИНЕЗИОЛОГИЯ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

 БИОЭНЕРГОПЛАСТИКА И КИНЕЗИОЛОГИЯ

                                                                                         

         Однимиз этапов, способствующим формированию звукопроизношения, являетсяартикуляционная гимнастика.

         Ежедневныезанятия гимнастикой снижают интерес детей к этому процессу, что  приводит к уменьшению эффективности выполненияартикуляционных упражнений. Поэтому приходится искать новые и необычные методы  выполнения артикуляционной гимнастики.

         Одним из таких методов является  биоэнергопластики. Такая гимнастика помогаетдлительно удерживать интерес ребёнка, помогает повысить мотивационнуюготовность детей, поддерживает положительный эмоциональный настрой напротяжении всего занятия.

         Биоэнергопластика– это соединение движений артикуляционного аппарата и движений кистей рук.  В моментвыполнения артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положениинаходится язык, нижняя челюсть или губы.

         На основе изученных методическихразработок некоторых авторов, а также рекомендаций А.В. Ястребовой, О.И.Лазаренко,  были разработаны специальные артикуляционныеупражнения с использованием биоэнергопластики.

·         Динамическиеупражнения нормализуют мышечный тонус, переключаемость движений, делают ихточными, легкими, ритмичными.

 

·         Статические упражненияспособствуют развитию мышечной силы, динамической организации движения,помогают ребенку принять правильную артикуляционную и пальчиковую позу.

 

Упражненияпо биоэнергопластике

«Птенчики»
Ладонь в вертикальномположении. Большой палец выставлен вперед, перпендикулярно остальным.

«Лопаточка»
Ладонь с сомкнутымипальцами опущена вниз.

«Чашечка»
Ладонь с согнутымипальцами, образует форму чашки.

«Иголочка»
Пальцы сжаты в кулак,указательный палец выставлен вперёд.

«Кискасердится», «горка»
Пальцы сомкнуты, ладоньсогнута.

«Часики»
Ладонь сжата в кулак.Указательный палец поднят вверх. Под счёт кисть руки поворачиваетсявлево-вправо.

«Змейка» 
Ладонь сжата в кулак.Под счёт ладонь с сомкнутыми пальцами выпрямляется, затем опять сжимается,производя движение вперёд-назад.

«Качели»
Ладонь с сомкнутымипальцами в вертикальном положении. Движение ладони вниз-вверх.

«Футбол»
Ладонь сжата в кулак.Указательный палец впереди. Указательный палец вместе с кистью поворачивается влево-вправо.

«Почиститьзубы»
Ладонь сжата в кулак,указательный палец выдвинут вперёд. Указательный палец производит движение покругу.

«Лошадка»
Рука в горизонтальномположении (лежит на столе). Ладонь с сомкнутыми пальцами согнута. Под счётпоочерёдно касаются стола кончики пальцев и запястье.

«Вкусноеваренье»
Ладонь в форме чашечки.Сомкнутые пальцы сгибать-разгибать.

«Улыбка»
Ладонь находится ввертикальном положении, пальцы широко расставлены.

«Заборчик»
Ладонь находится ввертикальном положении, пальцы сомкнуты.

«Трубочка»
Ладонь с согнутыми пальцами, образует трубочку.

«Хоботок»
Ладонь сжата в кулак.

«Наказатьнепослушный язычок»
В горизонтальномположении четыре сомкнутых пальца, большой палец прижат к среднему. Производитьбыстрые постукивания большого пальца по среднему.

«Почистимзубы»
Согнутая ладонь ссомкнутыми пальцами. Ладонь выпрямляется, опять сгибается. Затем согнутаяладонь движется влево-вправо.

«Ктодальше загонит мяч?»
Рука ладонью внизнаходятся в горизонтальном положении. Во время движения ватки по столу, ладоньдвижется вперёд.

«Фокус»
Ладонь сжата в кулак.Когда вата взлетает вверх, пальцы разжаты и расставлены.

«Приклейконфетку»
Кисть находится вгоризонтальном положении ладонью вверх. Пальцы сомкнуты. Кисть поднимаетсявверх, затем опускается.

«Грибок»
Кисть одной рукирасполагается вертикально, кисть другой расположена горизонтально на кистипервой руки.

«Гармошка»
Рука лежит на столеладонью вниз. Во время опускания и поднимания нижней челюсти опускается и поднимаетсякисть руки с сомкнутыми прямыми пальцами.

«Индюк»,«Болтушка»
Четыре пальца сомкнуты,большой палец прижат к указательному. Четыре пальца производят быстрые движениявверх-вниз.

«Пароходгудит»
Ладонь с сомкнутымипальцами располагается горизонтально.

«Маляр»
Ладонь располагаетсявертикально, пальцы сомкнуты. Движение ладони вперёд-назад.

«Дятел»
Пальцы одной рукисомкнуты и немного сжаты, стучат по ладони другой руки.

 

  

Речевойматериал по биоэнергопластике

«Пчела и Оса»

Когда-то Оса и Пчелажили вместе в лесу. Дом у них был на дереве в дупле.
(упражнение «Дятел» - дятел долбит дупло)
Пчела целыми днями в поле летала и мёд собирала. Проснётся Пчела рано утром,улыбнётся новому дню,
(упражнение «Улыбка»)
умоется, почистит зубки, сделает зарядку,
(упражнение «Почистим зубы»)
посмотрит на часы и летит в поле.
(упражнение «Часики»)
С помощью своего хоботка Пчела собирала мёд.
(упражнение «Хоботок»)
А Оса, когда просыпалась, пила чай,
(упражнение «Чашечка»)
с конфетами,
(упражнение «Приклей конфетку»)
ела блинчики 
(упражнение «Лопаточка»)
с ароматным вкусным мёдом.
(упражнение «Вкусное варенье»)
Целыми днями Оса качалась на качелях
(упражнение «Качели»)
и болтала с другими осами.
(упражнение «Индюк», «Болтушка»)
Вечером уставшая Пчела прилетала домой и опять трудилась. Она шила одежду,
(упражнение «Иголочка»)
красила в доме стены, потолок.
(упражнение «Маляр»)
А утром опять улетала в поле.
Однажды вернулась Пчела с поля, а Оса ей и говорит:
- Мало мёду принесла, лети обратно.
Обиделась Пчела и ушла из дому. Летит она и плачет. Увидел её Человек:
- Ты что, Пчела, плачешь? 
- А мне жить теперь негде, - говорит Пчела, - я из дому ушла.
- Не плачь, Пчела, я тебе новый дом построю…
Построил Человек у себя в саду для Пчелы деревянный дом, и живёт Пчела с техпор в удобном улье. И добром за добро Человеку платит – мёдом угощает.
(упражнение «Вкусное варенье»)

  

«Под грибом».


Как-то раз летел Комар
(упражнение «Хоботок»)
и начался сильный дождь.
(упражнение «Дятел»)
Куда спрятаться?
Увидел Комар на полянке маленький грибок,
(упражнение «Грибок»)
долетел до него и спрятался под его шляпкой.
Сидит под грибком, дождь пережидает. А дождь идёт сильнее и сильнее.
Мимо грибочка Воробей скачет и плачет.
(упражнение «Птенчики»)
- Намокли пёрышки, устали крылышки. Пусти, меня, Комар, под грибок обсохнуть,дождик переждать!
- Куда же я тебя пущу? Я один тут кое-как уместился.
-Ничего, в тесноте, да не в обиде.
Пустил Комар Воробья под грибок.
Ползёт Змейка к грибочку.
(упражнение «Змейка»)
Просит:
- Пустите под грибок, дождик переждать.
- Тут места нет.
- Подвиньтесь, пожалуйста.
Подвинулись, нашлось место змейке.
Бежит Ёжик к грибочку,
(упражнение «Иголочка»)
попросился дождик переждать и его пустили.
А дождь всё льёт и не перестаёт.
(упражнение «Дятел»)
Скачет Зайчик. 
(упражнение «Лошадка»)
- Спрячьте, - кричит, - спасите! За мной Лиса гонится! 
- Жалко Зайца, - говорит Комар, - давай ещё потеснимся.
Только спрятали Зайца, Лиса прибежала. 
(упражнение «Киска сердится») 
- Зайца не видели? – спрашивает.
- Не видели.
Подошла Лиса поближе.
- Не тут ли он спрятался?
- Где ему тут спрятаться.
Махнула Лиса хвостом и ушла.
К тому времени дождик прошёл, солнышко выглянуло.
Вылезли все из-под гриба, радуются.
Комар задумался и говорит:
- Как же так? Раньше мне одному под грибом было тесно, а теперь всем пятерымместо нашлось.
- Ква-ха-ха! Ква-ха-ха! – засмеялся кто-то.
Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:
(упражнение «Улыбка»)
- Эх вы! Гриб-то…
Не досказала и ускакала.
Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом теснобыло, а потом и пятерым место нашлось.
А вы догадались?

 

«Часы с Кукушкой».

Раннее утро. Спят жители сказочного городка. На городской площади башня счасами. Над часами в маленьком домике живёт Кукушка.
Тик-так! – отстукивает время маятник. Ку-ку! – выглянула Кукушка.
(упражнение «Часики»)
Вот проснулся Пёс, стал собираться на работу. Он маляр.
(упражнение «Маляр»)
Сегодня ему надо покрасить красивый резной забор вокруг городка.
(упражнение «Заборчик»)
В своём уютном домике поставила пирог в духовку Кошка.
(упражнение «Киска сердится»)
Пирог с начинкой: с клубничным вареньем.
(упражнение «Вкусное варенье»)
- Всё надо делать по часам, - говорит Кошка Котятам.
- Ещё раз прокукует Кукушка – значит, пора вынимать пирог.
Весёлый Лягушонок вовремя принялся за уборку.
(упражнение «Улыбка»)
Каждое утро он моет свой плот щёткой. 
(упражнение «Почистим зубы»)
Время идёт, а Кукушка всё молчит. Собрались все жители городка наплощади. 
Дверцы домика закрыты, висит записка: «Ушла в лес».
- Ерунда, - сказал Лягушонок. – Кукушкой может быть каждый. Теперь я будуКукушкой, - и прыгнул в домик над часами.
Солнце поднялось высоко. Лягушонку стало жарко.
- Нет, не могу я быть Кукушкой.
-Тогда я буду Кукушкой, - сказала Кошка. – Мяу-мяу! 
Потом свернулась клубочком и уснула. 
А в домике у Кошки горел пирог,
(упражнение «Лопаточка»)
потом загорелся дом. Хорошо Лягушонок из шланга залил горящий дом.
- Нет, теперь я буду Кукушкой, - сказал Пёс. – Только проверю механизм: всё лив порядке. 
Стукнул Пёс молотком по колёсику – и вовсе остановились часы.
Звери в растерянности поглядели друг на друга. 
- Почему же никто из нас не смог стать Кукушкой? – спросила Кошка.
- Да… Видно, каждое дело надо делать умеючи, - виновато опустил голову Пёс.
Тут все увидели Кукушку и очень обрадовались. 
(упражнение «Улыбка»)
Кукушка быстро починила часы и прокуковала:
- Ку-ку! Ку-ку!
(упражнение Часики»)
И всё в сказочном городке пошло своим чередом.

 

«У Солнышка в гостях».

Однажды большая туча занавесила небо. Заскучали Цыплята без солнечного света.
(упражнение «Птенчики»)
- Куда это Солнышко подевалось? – говорят. – Нужно его поскорее на небовернуть.
- Разве вы знаете, где оно живёт? – закудахтала Наседка.
- Мы не знаем, а кого встретим, того спросим, - ответили Цыплята.
Собрала их Наседка в дорогу. Положила вкусные зёрнышки.
(упражнение «Вкусное варенье»)
Отправились Цыплята. Шли-шли и увидели Индюка.
(упражнение «Индюк»)
Спрашивают:
- Индюк, ты не знаешь, где Солнышко живёт?
- Знать не знаю, давайте вместе искать.
Идут они мимо леса, видят, Дятел на дереве сидит и дупло долбит.
(упражнение «Дятел»)
Спросили они у Дятла про Солнышко, но Дятел тоже не знает, где Солнышко живёт.Пошли все вместе искать.
Мимо скакала Лошадка и тоже отправилась с ними Солнышко искать.
(упражнение «Лошадка»)
Долго шли они. Увидели Ёжика.
(упражнение «Иголочка»)
Он сидел под деревом и играл на гармошке.
(упражнение «Гармошка»)
- Ёжик, Ёжик, ты не знаешь, где Солнышко живёт? – спрашивают Цыплята. – Три дняего не было на небе, уж не заболело оно?
- Как не знать. Знаю, вон там, за большой горой. – ответил Ёж.
(упражнение «Горка»)
Взял Ёж палку, нанизал на иголки грибы и зашагал впереди всех дорогупоказывать.
(упражнение «Грибок»)
Забрались Цыплята, Индюк, Дятел, Лошадь и Ёж на гору и увидели солнцев дом. А вдоме темно, света нет, заспалось, видно Солнышко и просыпаться не хочет.
Тут Цыплята запищали, Индюк заболботал, Дятел застучал, Лошадь заржала, Ёжзафыркал.
- Кто под моим окошком кричит? – спросило Солнышко. – Кто мне спать не мешает?
- Это мы. Пришли тебя будить. Утро настало.
- Да как мне на небо выглянуть? Три дня меня туча прятала, три дня собойзаслоняла. Я теперь и заблестеть не смогу…
Лошадь взяла ведро, стала воду таскать.
(упражнение «Чашечка»)
Дятел – Солнце водой умывать. Индюк – полотенцем вытирать.
(упражнение «Маляр»)
Ёж – давай колючей щетинкой начищать.
(упражнение «Качели»)
А Цыплята – те стали с Солнышка соринки смахивать.
(упражнение «Фокус»)
Выглянуло Солнышко на небо, чистое, ясное и золотое. И всюду стало весело,светло и тепло.
(упражнение «Улыбка»)

 

«Петух и краски».

Нарисовал Художник Петуха,
(упражнение «Птенчики»)
а раскрасить-то его и забыл…
Пошёл Петух гулять, и все на дворе вдруг стали смеяться.
- Почему они смеются надо мной? – спросил Петух Индюка.
(упражнение «Индюк»)
- Ты же ходишь совсем нераскрашенный, - сказал Индюк, - посмотри-ка на себя!
Подбежал Петух к луже, посмотрел в воду. И верно – Индюк правду говорит.
Совсем расстроился Петух.
Тут подошёл Кот.
(упражнение «Киска сердится»)
- Не печалься, - сказал Кот, - иди к Краскам, они тебе помогут.
(упражнение «Маляр»)
- Ку-ку-да к Краскам? – закудахтал Петух. – Где я их найду?
- Я научу тебя, - сказал Кот. – Иди всё время прямо, прямо, никуда несворачивай. Пройдёшь леса, пройдёшь горы, через реки и озёра придёшь в Сказку итам найдёшь Краски!
И пошёл Петушок Краски искать.
Идёт Петух по лесу. А на поляне Лисята играли с мячом.
(упражнение «Кто дальше загонит мяч?»)
Заметили его Лисята, закричали:
- Мама, мама! Смотри – Петух!
Лиса в это время наказывала одного из лисят.
(упражнение «Наказать непослушный язычок»)
Увидела Лиса Петуха и отвернулась.
- Нет, нет… Этот Петух не годится. Он – нераскрашенный. Это ненастоящий Петух!
А Петушок всё шёл и увидел Ёжика.
(упражнение «Иголочка»)
Ёжик показал Петушку, где Краски живут. Пришёл Петух к расписному теремку,вокруг которого стоит разноцветный забор.
(упражнение «Заборчик»)
- Ку-ка-ре-ку!
- Кто там? – спросили за дверью.
- Это я, Петух.
Вышли навстречу Петуху Краски и раскрасили его в разные цвета.
Красная Краска раскрасила гребешок и бородку, Синяя - пёрышки на хвосте,Зелёная – крылышки, а Жёлтая – грудку.
(упражнение «Маляр»)
Посмотрел Петушок в зеркало – себя не узнал! Такой стал красивый!
Поблагодарил Петух добрые Краски, улыбнулся,
(упражнение Улыбка»)
и весёлый зашагал домой. Поёт на весь лес:
- Ку-ка-ре-ку!
Лисята теперь качались на качелях,
(упражнение «Качели»)
увидели его, запищали:
- Мама, смотри – Петух назад идёт!
- Я же сказала вам – он ненастоящий, нераскрашенный.
- Мам, он настоящий! Настоящий, живой Петух!
Хотела Лиса догнать Петуха, да поздно спохватилась: он уже далеко ушёл…

 

Стихидля биоэнергопластики

 

Поёт с утра лягушка:
«Ква-ква, ква-ква, ква-ква!
Иди сюда, подружка!
Здесь сочная трава».
(упражнение «Улыбка»)

 

Воробьишкапрыг-прыг-прыг!
Быстро двигаться привык.
Звонок воробьиный хор,
Им ареной служит двор.
(упражнение «Птенчики»)

 

Индюк, смотри, какойгерой –
За индюшат стоит горой!
Распустит хвост, зальётся краской,
Все на него глядят с опаской.
(упражнение «Индюк»)

 

Зебра в белую полоску,
Зебра в чёрную полоску,
Точно кто-то шутки ради
Нарядил её в матроску.
(упражнение «Лошадка»)


Принесу грибы в корзинке,
Стану их перебирать, 
Словно на лесной тропинке
Побываю я опять.
(упражнение «Грибок»)


Ёжик – быстренькие ножки,
Протоптал в лесу дорожки.
(упражнение «Иголочка»)

 

Дятлу клювом бить нелень
Целый день, целый день!
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук!
Выходи из щёлки жук!
(упражнение «Дятел»)

 

Грибочек, грибок,
Масляный бок,
Серебряная ножка,
Прыгай в лукошко!
(упражнение «Грибок»)

 

На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
(упражнение «Киска сердится»)

 

Красной краскоюЕгор 
Красит крышу и забор.
(упражнение «Маляр»)

 

Удав, огромнейший удав,
Лежит кольцом средь пышных трав.
Он гордый повелитель змей,
И трогать ты его не смей.
(упражнение «Змейка»)

 

Хомячок живёт вквартире,
Нет зверька милее в мире.
Он за щёчки прячет ужин.
Что ж! Запас, конечно, нужен.
(упражнение «Футбол»)

 

Самолёт построим сами,
Понесёмся над лесами.
Понесёмся над лесами,
А потом вернёмся к маме.
(упражнение «Самолёт гудит»)

 

Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для нас.
(упражнение «Часики»)

 

Шмель лохматый, шмельпушистый,
Держит путь на луг душистый, 
Басом целый день поёт
И нектар цветочный пьёт.
(упражнение «Хоботок»)

 

Лопата копала,
Копала, копала,
Потом улеглась,
Видно, очень устала.
(упражнение «Лопаточка»)

 

В парке высокая горкастоит.
На горке сердитый Егорка сидит.
Боится Егорка 
Съехать с крутой горки.
(упражнение «Горка»)

 

Шёл Егор через двор,
Нёс топор чинить забор.
(упражнение «Заборчик»)

 

Я достал в шкафуваренье, 
Я к животным всей душой.
- На, поешь для подкрепленья,
Будешь толстый и большой.
(упражнение «Вкусное варенье»)

 

Весёлые мыши забралисьна крышу
И лезут упрямо всё выше и выше.
(упражнение «Иголочка» - тонкий хвостик мышки)
Совсем не боятся они высоты!
Какие, однако, отважные мыши! –
Сказали, взбираясь за ними коты.
(упражнение «Киска сердится»)

 

Поиграю я в футбол
И забью в ворота гол.
Очень сложная задача –
Загонять в ворота мячик.
(упражнение «Кто дальше загонит мяч?»)

 

Чайные чашки в печали,
Стуча и бренча, закричали.
(упражнение «Чашечка»)

 

Увидев свой хвост,удивилась змея:
- Неужто, друзья, это всё ещё я?
(упражнение «Змейка»)

 

Два цыплёнка,
(упражнение «Птенчики»)
Два мышонка
(упражнение «Иголочка»)
Учат бегать 
Лягушонка.
(упражнение «Улыбка»)
Расшумелась мелкота – 
Видно, близко нет кота! 
(упражнение «Киска сердится»)

 

Ходит по двору индюк
(упражнение «Индюк»)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача,
(упражнение «Птенчики»)
Рассердился сгоряча.

 

Кот Тимошка жил накрыше.
(упражнение «Киска сердится»)
Ниже, в доме, жили мыши.
(упражнение «Иголочка»)
По стене взбирались мыши, 
Не боясь кота на крыше.

 

На берёзе поутру
Дятел продолбил кору.
(упражнение «Дятел»)

 

Рыжий кот осенними 
Листьями шуршит,
Возле стога с сеном
Мышек сторожит.
(упражнение «Киска сердится»)
(упражнение «Иголочка»)

 

Яблоки румяные,
В них медовый сок!
Испечёт нам мама 
Яблочный пирог.
(упражнение «Лопаточка»)


Телевизор вместе с нами
Смотрит наша киска.
(упражнение «Киска сердится»)
Видит мышку на экране,
Мышка вроде близко.
(упражнение «Иголочка»)
Мог бы славный быть обед,
Только хвать, а мышки нет.

 

Пароход плывёт по речке
И труба дымит, как печка.
(упражнение «Пароход гудит»)

 

Труба трубит, трубапоёт,
Трубач по улице идёт.
(упражнение «Трубочка»)

 

Не бери ежа с собой,
Отпусти его домой.
Ёжик, даже глупый самый
Хочет жить с ежихой-мамой.
(упражнение «Иголочка»)

 

Чистим зубы, чистим зубы
И снаружи, и внутри,
Не болели чтоб они.
(упражнение «Почистить зубы»)
(упражнение «Почистим зубы»)

 

Вёз корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
(упражнение «Приклей конфетку»)

 

         Ещё одна методика, которая позволяетвыявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его   мозга - КИНЕЗИОЛОГИЯ.

          Кинезиология –наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственныхспособностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

         Применение данного метода позволяетулучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления,мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность кпроизвольному контролю. В ходе систематических занятий по кинезиологическимпрограммам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарныесвязи.

         Для результативности коррекционно-развивающейработы необходимо учитывать определённые условия:

1- занятия проводятсяежедневно, без пропусков;

2- занятия проводятсяв доброжелательной обстановке;

28 февраля 2016 в 16:01

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.