Логопедический пункт детского сада №23 п. Железнодорожный

Современные и коррекционные технологии и методики, применяемые в практической профессиональной деятельности учителя - логопеда


 Современнаялогопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования иоптимизации процесса обучения   детей с особыми образовательными потребностямина разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях.

         В системе современного образования логопеду необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать  и применять в своей практическойпрофессиональной деятельности помимо традиционных коррекционных методик,современные инновационные коррекционные технологии и методики.

         Работаялогопедом  на дошкольном логопункте,  я применяю в работе с детьми различныеметодики и технологии.  При диагностике икоррекции звукопроизношения предпочтение отдаю традиционным и провереннымвременем  методикам и технологиямизвестных педагогов, логопедов и дефектологов.

ТЕХНОЛОГИИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ.

 

         Цельлогопедического обследования -выявление нарушений различных компонентов речевой системы, их характера,глубины и степени, а также компенсаторных возможностей; определение маршрутаиндивидуального развития.

          Для обследования звукопроизношения используюметодику Г.А. Волковой "Методика психолого-логопедического обследованиядетей с нарушениями речи".

         Также активно использую методы  логопедического обследования детей,рекомендованные Г.В. Чиркиной.

 

ТЕХНОЛОГИИ  КОРРЕКЦИИЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ.

 

         Работу по коррекции звукопроизношенияосуществляю на индивидуальных и подгрупповых занятиях с детьми.

 В ходе индивидуальных занятий мною решаютсяследующие задачи:

·        уточнениепроизношения звуков;

·        постановкаи закрепление отсутствующих звуков;

·        развитиефонематического восприятия;

·        преодолениезатруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры;

·        закреплениеизученных лексико – грамматических конструкций.

              При коррекции недостатковзвукопроизношения использую методики  Т.Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И.Богомоловой, С.Н. Шаховской, Т. А. Ткаченко.

             

 

ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ НАРУШЕНИЯХПРОИЗНОСИТЕЛЬНОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ. 

              Однимиз компонентов логопедического занятия является дыхательная гимнастика.Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей логопатовнезависимо от вида их речевого дефекта.

              Детямс нарушениями речи требуется обучение правильному типу дыхания с помощьюспециальных коррекционных физических упражнений.                                                                                                                       При формированииречевого дыхания использую методики Л. И. Беляковой и А. Н. Стрельниковой.  Применение данных технологий позволяет детям сзаиканием усвоить  правила использованияплавности речевого высказывания, детям с дизартрией  нормализовать голос,  интонационную выразительность речи в целом,способствуют правильному программированию речевого высказывания.

 

ТЕХНОЛОГИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА.

         Приработе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, применяю различные приёмылогопедического массажа.

         Дифференцированный логопедический массаж– часть комплексной медико - психолого – педагогической работы, направленной накоррекцию различных речевых расстройств. Массаж использую  при работе с детьми с дизартрией. При этойформе речевой патологии массаж является необходимым условием эффективногологопедического воздействия.

         Логопедический  массаж провожу по авторской методике Е. А. Дьяковой.

 

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ  РЕЧИ.

              Однойиз существенных задач по коррекции речи является расширение и активизациясловарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи.                                                                                                            

              Работупо развитию и обогащению словарного запаса провожу как  на индивидуальных, так и на  групповых занятиях.

  Цельреализации технологий:  формирование икоррекция лексико-грамматической стороны речи дошкольников.

Задачи:

·        Формированиеречевой активности.

·        Расширениепассивного и активного словаря.

·        Формированиенавыков словоизменения.

·        Формированиенавыков словообразования.

·        Формированиенавыка употребления простых и сложных предложений.

              В работе использую программы иметодические рекомендации Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, Н.С. Жуковой, Т.А.Ткаченко, Н.В. Нищевой.

ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

         Связная речь представляет собойнаиболее сложную форму речевой деятельности.

         У детейс нарушениями речи связная речь сформирована недостаточно. Ограниченныйсловарный запас, многократное использование одних и тех же слов в различныхзначениях делает речь детей бедной и стереотипной.

         Формирование связной речи приобретает первостепенное значение в общем комплексе коррекционныхмероприятий.

         Вработе по развитию связной речи использую приёмы,  рекомендованные Л.Н. Ефименковой. 

         При обучению рассказыванию опираюсь насистему работы В.П. Глухова и на рекомендованные им методы:

 -составление высказываний по наглядному восприятию;

-воспроизведение прослушанного текста;

-составление рассказа – описания;

 -рассказывание с элементами творчества.

         Также использую оригинальную и  эффективную систему работы  развития связнойречи,  разработанную  Т.А. Ткаченко.

         Её технологию моделирования ипроигрывания сказок использую на индивидуальных логопедических занятиях.

         Активно внедряю предложенные ею схемы имодели для обучения детей составлению описательных рассказов.

              На индивидуальных занятиях используютехнологию формирования слоговой структуры слова, предложенную  Т.А. Ткаченко.

 

         Изучаяразличные методики и технологии развития связной речи, мною была разработана инаписана авторская программа по развитию речи детей дошкольного возраста "Речецветик",рассчитанная на 4 года обучения.

 

         В практической работе с детьми активноиспользую следующие технологии:

- Технологияпроблемного обучения.

         Создаюпроблемные ситуаций с целью активизации самостоятельной деятельностивоспитанников.

- Технологияразвивающего обучения.

         Ориентируюобразовательный процесс на потенциальные возможности детей. Активизируювзаимодействие воспитанников с окружающей средой как самостоятельных субъектовна всех этапах деятельности.

 

 

- Технологиясотрудничества.

         Совместнос детьми вырабатываем содержание занятий, даём оценку, находимся в состояниисотрудничества, сотворчества.

- Технологиядифференцированного обучения.

         Приработе учитываю типологические особенности детей (аудиалы, визуалы, кинестеты)и уровень их речевого развития.

- Игровые технологии.

         Вовремя образовательного процесса проигрываем сюжеты реальных жизненных ситуаций,придумываем и восстанавливаем сказочные сюжеты и истории.

 

         Для большей эффективностикоррекционно-развивающего процесса активно внедряю в свою работунетрадиционные  и инновационныетехнологии.

         Эти технологии  нельзя рассматривать в логопедии как   самостоятельные, они становятся частьюобщепринятых технологий  и привносят вних новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат длясоздания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранныхфункций  и их активизации. 

 

АРТ - ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

(Здоровьесберегающие технологии)

Арт-терапияв детском саду – этопуть к психологическому здоровью ребенка.

         Целиарт-терапии в работе с детьми: способствовать формированию высокого жизненного тонуса и гармоничныхотношений с окружающим миром, развития взаимопонимания между детьми, а такжемежду ребенком и взрослыми. Научить ребенка самовыражению, умению управлятьсвоими чувствами, переживаниями, эмоциями.

 

Виды арт-терапии:

         Музыкотерапия – метод психотерапии, основанный  на эмоциональном восприятии музыки.

Коррекционные задачи музыкотерапии:

•нормализация нейродинамических процессов коры головного мозга, нормализациябиоритма;

• стимуляцияслухового восприятия (активизация правополушарных функций) ;

• улучшениеобщего состояния детей;

• улучшение исполнениякачества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность) ;

• коррекцияи развитие ощущений, восприятий, представлений;

• стимуляцииречевой функции;

•нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);

•формирование навыков словообразования;

•формирование слоговой структуры слова.

         Вовремя проведения расслабляющего логопедического массажа использую произведения,оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения,оказывающие тонизирующее действие.

         Музыкальноесопровождение использую во время проведения динамических пауз и артикуляционнойгимнастики.

         Сказкотерапияметод,использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческихспособностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий сокружающим миром.

    Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включениеэлементов сказкотерапии позволяет решать следующие задачи:

·        созданиекоммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка;

·        совершенствованиелексико - грамматических средств языка;

·        совершенствованиезвуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности;

·        развитиедиалогической и монологической речи;

·        взаимосвязьзрительного, слухового и моторного анализаторов;

·        создание назанятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей;

·        приобщение детейк прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

         Сказкотерапияразвивает в детях активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность,связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми квосприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполненииразличных заданий.

 

         Куклотерапия –использование в качестве основного приёма психокоррекционноговоздействия куклы, как промежуточного объекта взаимодействия ребенка ивзрослого.

         Целькуклотерапии – помочь сгладитьпереживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию,повысить самосознание, разрешить конфликтные ситуации в коллективнойдеятельности.

 

Изо-терапия

Техники изо-терапии,  используемые для развития речи:

• пальцевая живопись;

• рисование на стекле;

• рисование на манке;

• рисование ладонями.

 

         Пескотерапия - метод терапии, способствующий более качественнойкоррекции речи и развитию эмоционально-волевой сферы.

Песочная терапия способствует:

• совершенствованию умений и навыков практическогообщения, используя вербальные и невербальные средства;

• обогащению словарного запаса;

• развитию связной речи;

• побуждению детей к активным действиям и концентрациивнимания;

• развитию фантазии и образного мышления.

 

         Цветотерапия (Хромотерапия) – восстановление индивидуального биологоческого ритмас помощью специально подобранного цвета.

 

Цветотерапия  способствует

• улучшению психологического микроклимата в детскомколлективе;

• стимуляции интеллектуального и эмоциональногоразвития дошкольников;

• приобретению детьми навыков психофизическойрелаксации.

 

         Мнемотехника – это система приёмов, облегчающих запоминание иувеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

 

                        

Мнемотехника помогает в развитии:

• связной речи;

• ассоциативного мышления;

• зрительной и слуховой памяти;

• зрительного и слухового внимания;

• воображения;

• ускорения процесса автоматизации и дифференциациипоставленных звуков.

 

 

 

Телесноориентированные техники

         Обращая внимание на развитиедвигательной сферы ребёнка, мы опосредованно влияем на развитие психическихсвойств. Способность ребёнка контролировать свои телесные проявления влияет на развитиеего характера, способностей и конечно же речи.

• биоэнергопластика –соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;

28 февраля 2016 в 15:53

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.